Москва +7(495)649-86-94 | Все города
Москва+7(495)649-86-94
Санкт-Петербург+7(812)385-55-94
Екатеринбург+7(343)237-27-40
Ростов-на-Дону+7(863)303-20-34
Нижний Новгород+7(831)280-98-16
Смотреть все контакты

Специфика экспозиционного освещения в музее

Главная > Учебник светотехники > Освещение галерей, музеев > Специфика экспозиционного освещения в музее

Посетителю – комфортная, не удручающая настроение, тень. Объекту экспозиции – бережное акцентное освещение с качественной цветопередачей.

Разработка проекта оснащения экспозиционного освещения решает комплекс важных задач.

  • Во-первых, требуется преподнести каждое произведение искусства максимально качественно. Нужно, с одной стороны, целиком и без изъянов показать детали, доказывающие фундамент его искусственной ценности (форму, фактуру, оттенок, материал изготовления), а с другой, с учетом специфики органов зрения человека максимально ликвидировать вероятные негативные факторы – блики, ослепляющий свет, контрастные переходы.
  • Во-вторых, важно сохранить все экспонаты невредимыми, так как влияние света действует на них крайне негативно – бумага выцветает, биологические вещества могут распадаться, изменяются химические свойства красок.

Подача посетителям картины или другого экспоната требует довольно сильной освещенности, и раз уж сохранность всех экспонатов обусловлена низкой степенью освещения, в музее всегда нужно находить, сочетая обе крайности, ища золотую середину, это постоянный компромисс. Традиционные способы освещения и существующие нормативные документы описывают только правильное направление, но не отвечают полностью на вопросы идеального освещения. Проблема усугубляется тем, что в каждом конкретном случае вместе с нормативами необходимо учитывать и множество других параметров. Например, для создания лучших условий визуального восприятия произведений изобразительного искусства важнейшее значение имеют цветовые оттенки и отделочные материалы стен, специфика архитектуры здания, размеры и положение оконных проемов, изменения освещенности пространства в течение дня. Также обязательно необходимо учитывать габариты самого экспоната и его местоположение относительно соседних картин. Стоит ли говорить о том, что очень трудно представить произведение искусства, не понимая замысла его автора. Микроклимат помещения и каждого конкретного экспоната должен регулироваться силами целой группы экспертов, к которым относятся светотехники, специалисты-инсталляторы, искусствоведы.

Требования к хранению музейных экспонатов

Оптимальные условия для демонстрирования произведений изобразительного искусства с учетом существующих нормативов представляют собой абсолютно закрытое для проникновения солнечных лучей помещение. И многие современные выставочные центры и музеи стремятся к достижению этой цели. Но все мы знаем, что подавляющее большинство известнейших музеев мира находятся в исторически ценных зданиях – дворцах, особняках и гостиницах, где соблюдать рекомендацию по отсутствию солнечного света совершенно невозможно. В таких музеях необходимо обязательно закрывать окна с помощью жалюзи или же зашторивать их, так как затемнение стекол солнцезащитной пленкой полной защиты от солнечных лучей дать не может. Таким образом, грамотная экспозиция в любом современном музее не может обходиться без качественного искусственного освещения. В зависимости от условий среды, осветительные приборы должны отвечать многим жестким требованиям, таким как: соответствие существующим нормативам, максимальная цветопередача, повышенная адаптация к всевозможным степеням солнечного света, недопущение вредного воздействия на посетителей и оптимальное удобство конструкции.

Трековые светильники на объектах

Перейти в галерею

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер по запросу:
Евгений Чилимов +7(495)649-86-94 доб.106 ce@svetpro.ru
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер:
Евгений Чилимов +7(495)649-86-94 доб.106 ce@svetpro.ru
м 2
м
Ответственный менеджер по запросу:
Евгений Чилимов
+7(495)649-86-94 доб.106
ce@svetpro.ru

Действующие нормативы при освещении музеев

Сохранность и долговечность всех представляемых в музее экспонатов обуславливается соблюдением норм освещенности. В музеях устанавливаются верхние границы допускаемых норм, превышение которых должно быть абсолютно исключено, в отличие, скажем, от вузов, больниц и других помещений, где обычно нормируются нижние нормы освещенности.

  1. Каждый конкретный тип экспонатов имеет свои определенные нормы и уровни допустимой освещенности. Например,
  • для тканей, бумаги и акварельных красок уровень освещенности не может превышать 50 люкс,
  • а для масляной живописи 150 люкс.
  • Для драгоценных металлов, ювелирных украшений и камней ограничение составляет 500 люкс.
  1. Помимо этого, необходимо свести к минимуму или полностью исключить наличие ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Ультрафиолетовое излучение разрушительно влияет на произведения искусства, под его действием нарушаются и могут распадаться молекулярные связи, а инфракрасное излучение может способствовать внешнему устареванию материалов и ускорять все химические реакции через рост температурного режима. И вредность для экспонатов ультрафиолетового излучения, кроме прочего, увеличивается оттого, что его лучи имеют свойство накапливаться (кумулятивный эффект).
  2. Действующие в России нормы разработаны уже давно и носят, в большинстве своем, экспериментальный оттенок, так как на тот момент, когда они создавались, влияние освещения на материи не было должным образом изучено.
  3. Сегодня во всем мире замечается четкий курс на пересмотр общепринятых норм экспозиционного освещения. Исследования, инициативно проводимые в Германии, не дают не согласиться с работниками музеев и выставочных галерей, заявляющими, что всем художественным экспонатам после трех лет демонстрации необходимо давать «отдых», в таком случае они сохраняются намного лучше. Экспертами выяснено, что большое значение имеет не сам даже уровень освещенности, а наносимое им облучение, величина которого определяется в каждом определенном случае отдельно. Но существует много известных примеров, когда акварельные произведения находятся в стандартных условиях при открытом естественном свете более ста лет и не утрачивают своих свойств, опровергая любые нормы. На самом деле определение оптимального освещения для каждого экспоната должно включать в себя и определение номинальной нормы его облученности, что зависит от химического состава экспоната.

Следование нормам очень жестко отслеживается во всех государствах. Причем их реализация зачастую становится своего рода искусством. Так, для акварельной живописи нормированный уровень освещенности составляет 50 люкс, но при этом свете совершенно нельзя увидеть переливы оттенков и цветовые тонкости. Однако выход из такой ситуации все-таки найден — затемненный общий фон интерьера. Глаз привыкает к общей темноте, и 50 люкс тогда становится достаточным уровнем света. Все эти операции нуждаются в большой изобретательности, и поэтому музейное освещение по праву считается самым сложным из всех остальных типов освещения.

В музейном освещении важная роль уделяется исключению негативного воздействия спектральных составляющих естественного и искусственного света на экспонируемые предметы. Это достигается расстановкой ОП и выбором источников света.

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер по запросу:
Евгений Чилимов +7(495)649-86-94 доб.106 ce@svetpro.ru
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер:
Евгений Чилимов +7(495)649-86-94 доб.106 ce@svetpro.ru
м 2
м
Ответственный менеджер по запросу:
Евгений Чилимов
+7(495)649-86-94 доб.106
ce@svetpro.ru

отправить заявку

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ПО КАТАЛОГУ