Продажи по всей России
Москва
+7 (495) 649-86-94
Санкт-Петербург
+7 (812) 385-55-94
Екатеринбург
+7 (343) 237-27-40
Ростов-на-Дону
+7 (863) 303-20-34
Нижний Новгород
+7 (831) 280-98-16
Смотреть все контакты
Москва +7(495)649-86-94 Санкт-Петербург +7(812)385-55-94 Екатеринбург +7(343)237-27-40 Ростов-на-Дону +7(863)303-20-34 Нижний Новгород +7(831)280-98-16

Архитектурная подсветка храма

Освещение культовых зданий, придерживаясь основных правил и приемов архитектурной подсветки, обладает определенными особенностями.

Храмовая (сакральная) архитектура занимает особое место в зодчестве. В традициях храмовой архитектуры созданы одни из самых монументальных и величественных сооружений, возведенных человечеством за тысячелетия своей истории. Культовые объекты служат символом гармонии, упорядоченности мира, величия божественного замысла. Это место духовной силы для людей с религиозным сознанием. И в то же время храмовые объекты, как правило, являются памятниками архитектуры, произведениями искусства, имеющими важное культурно-историческое значение. Православные церкви служат ключевыми фигурами, доминантами всего городского пространства.

Задачи освещения

Освещение культовых зданий, придерживаясь основных правил и приемов архитектурной подсветки, обладает определенными особенностями. Его задача - создать светоносный образ храма, к которому обращены взоры людей, подчеркнуть возвышенность сооружения. Внутри храмов искусственная подсветка заменила живой огонь. Полумрак, приглушенный свет, который излучают настенные бра и люстры-паникадила, а также мерцание свечей создают особую атмосферу спокойствия, смирения перед замыслом Творца.

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер по запросу:
Александр Пайщиков +7(495)649-86-94 доб.104
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер:
Александр Пайщиков +7(495)649-86-94 доб.104
м
м
Ответственный менеджер по запросу:
Александр Пайщиков
+7(495)649-86-94 доб.104

Эмоциональной атмосфере внутри храма должна соответствовать и световая среда вокруг него. Архитектурное освещение церкви не терпит ничего яркого, кричащего, чрезмерного. Перед светодизайнерами стоит задача корректно и точно «увязать» наружную подсветку с символикой отдельных частей сооружения и всего храма в целом. Нужно отметить, что освещение храмов имеет как эстетические, так и сугубо утилитарные задачи. Оно не только подчеркивает красоту и статус объекта, но и улучшает видимость, ориентацию в пространстве, повышает безопасность и визуальный комфорт многих людей, посещающих службы ранним утром или вечером, а также ночные праздничные богослужения.

Варианты освещения

Как и во всем архитектурном освещении, в подсветке храмов есть два основных направления. Свет либо помогает воспроизвести дневной облик объекта, либо создает особый, уникальный и неповторимый ночной образ, в котором выделены самые значимые и интересные архитектурные элементы. Реализовать эти подходы позволяют различные виды освещения, приятые в современной практике архитекторов и дизайнеров.

Общее заливающее освещение - самый простой вариант, когда мощные прожекторы, установленные на земле или подставках, заливают светом либо фасад, либо (при круговом обзоре) все стороны здания.

Локальное (акцентирующее) освещение подчеркивает отдельные декоративно-пластические детали, выразительные фрагменты сооружения, а также элементы благоустройства окружающей территории (газоны, цветники, пешеходные дорожки). Иногда ключевые элементы, чтобы привлечь к ним особое внимание, даже выделяются другим цветом. Акценты могут быть сделаны на окнах, карнизах, арках, колоннах, балконах, куполах, крестах, на колокольне или звоннице, на входе с фасадной иконографией. Для локальной подсветки используют настенные, грунтовые светильники и прожекторы небольшой мощности, а также приборы, размещенные на декоративных опорах.

Фоновая заливка направляется с заднего плана, подчеркивая монументальный контур здания.
Как правило, эти варианты используются не в «чистом виде», а в различных сочетаниях, когда заливающее освещение комбинируется с локальной подсветкой, а фоновая заливка дополняется световыми акцентами. Это позволяет передать общую объемно-пространственную форму здания и точечно выделить его главные достоинства.

Требования к освещению

При всей своей специфике наружная подсветка храмов подчиняется тем же нормам, что и прочие архитектурные объекты. В СНиП 23-05-95 (раздел «Архитектурное, витринное и рекламное освещение») указаны лишь основные световые параметры и правила.

  • Средняя яркость фасада - до 10 кд/м2, элементов ландшафта - не выше 4 кд/м2.
  • Освещенность площадки перед входом в здание - 6 лк, пешеходных дорожек, аллей - 3-4 лк.
  • Индекс цветопередачи не ниже 80 Ra
  • Степень защиты светильников от окружающей среды не менее IP65.
  • Светильники мощностью более 150 Вт должны иметь светоэкранирующие устройства для защиты от ослепления пешеходов
  • Светильники, установленные на земле, оборудуются защитными декоративными кожухами.

Виды светильников

Для решения своих творческих задач архитекторы и дизайнеры используют практически все виды осветительных приборов с различной мощностью, цветовой температурой, концентрированным или рассеянным лучом света и другими характеристиками. Грунтовые, настенные, подвесные, точечные светильники и прожекторы выбираются с учетом расположения объекта, его объемов и конфигурации, наличия архитектурных деталей, фактуры строительных и отделочных материалов. Для храмовых сооружений важно, чтобы светильники были незаметны как ночью, так и днем, то есть были окрашены в тон фасада или имели нейтральный цвет. Оптимальными среди источников света считаются газоразрядные (в том числе металлогалогенные), компактные люминесцентные лампы и светодиоды.

Основные приемы подсветки

Характерная особенность храмовой подсветки - направление светового потока снизу вверх. Таким же образом освещаются многие здания, но для культовых сооружений это имеет особое значение, поскольку свет направляет взоры прихожан ввысь, подчеркивает возвышенность и святость храма. Если обычно здания освещают только со стороны фасада, то многие храмы - со всех сторон, но не одинаково. Восточные и западные фасады подсвечивают более ярко, что соответствует расположению крестов. Менее интенсивное освещение северных и южных сторон позволяет акцентировать внимание на отдельных деталях, текстуре и рельефе стен. Звонницы с колоколами рекомендуют высвечивать изнутри теплым золотистым цветом, имитирующим огонь свечи или лампады. Освещенность высоких куполов и колоколен усиливают, установив приборы локального освещения в несколько ярусов. Нижнюю часть фасадов освещают умеренно, используя для этого торшерные или грунтовые светильники. По обеим сторонам от входа часто размещают настенные бра для подсветки паперти, козырька, иконографических росписей над входом. Другой вариант – ретро светильники на декоративных опорах, которые освещают не только входную группу, но и территорию перед храмом.

Эти и многие другие эффектные, проверенные на практике, популярные приемы часто применяются в светодизайнерской практике.

При этом каждый Храм уникален и требует особого подхода к освещению. Творчески осмысленная и профессионально выполненная художественная подсветка делает Храмовое здание еще более впечатляющим и заметным сооружением.

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер по запросу:
Александр Пайщиков +7(495)649-86-94 доб.104
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Ответственный менеджер:
Александр Пайщиков +7(495)649-86-94 доб.104
м
м
Ответственный менеджер по запросу:
Александр Пайщиков
+7(495)649-86-94 доб.104

Статьи по теме #архитектурное освещение

Читать все статьи

отправить заявку

Продукция по типу и установке
+7 (495) 649-86-94 svet@svetpro.ru написать в телеграм
Оплачен счет:

Волгоградская обл., гор. Котельниково; "Освещения предзаводской территории завода миниральных удобрений ЕвроХим-ВолгаКалий"; опоры Valmont Galaxie P6.

3830