Световой урбанизм, световой генеральный план
Планомерный подход к освещению способен уменьшить расходы на светотехнические проекты, повысив при этом их качество и эффективность
Урбанизм как направление в градостроительстве возникло в начале ХХ века. Его последователи, во-первых, утверждали идею доминирующей и позитивной роли городов в современной цивилизации, а во-вторых, стали рассматривать город как единый организм, целостную систему взаимосвязанных структур. Позднее возникли варианты этой градостроительные концепции - так называемые «новый урбанизм» и «разумный урбанизм». Компактный и «дружелюбный» город, по мнению новых урбанистов, должен быть комфортной средой для людей, а не для «железа», то есть автомобилей.
Задачи светового урбанизма
Вслед за концепцией урбанизма, получившей заметное развитие в странах Европы и США, логичным и закономерным было и появление (в 80-х годах ХХ века) идеи светового урбанизма, поскольку искусственное освещение является неотъемлемой частью комфортной городской среды. Если город - единый организм, то и наружное освещение должно создавать его цельный ночной образ. Реально ли это сделать в огромном мегаполисе, со всей его сложностью и многослойностью? Вполне, считают урбанисты. Главное - продуманный, осмысленный, концептуальный подход к вопросам освещения, причем с первых этапов городского проектирования.
Мы поможем подобрать светильники на ваш объект
А что в России?
Сегодня уже сложилась и российская школа светового урбанизма, идеи которой можно найти в журнальных публикациях или монографиях профессиональных архитекторов и светодизайнеров. Однако на практике, в реальной российской жизни освещение многих городов по-прежнему происходит достаточно хаотично, действия различных организаций часто не согласованы, выбор решений по освещению городских территорий и отдельных архитектурных объектов не обоснован. Или обоснован сугубо экономическими соображениями. Главное для городских властей - обеспечить функциональное освещение улиц и дорог. А масштабные и дорогостоящие световые проекты могут и подождать до лучших времен.
Однако именно планомерный подход к освещению способен уменьшить расходы на светотехнические проекты, повысив при этом их качество и эффективность. И, в сущности, в идее светового урбанизма нет ничего принципиально нового, необычного, неприемлемого для российской действительности.
Разные пути к цели
Цель у последователей светового урбанизма всегда одна - создать современный световой облик города. А вот подходы к решению этой задачи различны. Маркетинговый подход делает акцент на продвижении города как бренда. Главная задача - сформировать положительный ночной образ города, чтобы удачно «продать» его жителям, туристам, а также инвесторам. При таком подходе требуется основательное изучение световых предпочтений целевой аудитории. В сущности, это принцип массовой культуры, которая идет вслед за вкусами потребителей, стремясь максимально привлечь их симпатии. И, конечно, деньги.
Историко-ландшафтный подход наиболее ярко выражен в творчестве лидера светового урбанизма - светодизайнера Роже Нарбони. В своих работах Нарбони всегда опирается на изучение объемно-планировочной композиции города, особенностей его ландшафта, архитектуры, исторического развития. Проекты Нарбони всегда оригинальны и, как настоящее искусство, стоят немалых денег. Лишь некоторые города мира могут позволить себе сотрудничество с этим светохудожником. Но Нарбони щедро делится с коллегами своими идеями, глубоко и фундаментально излагает их в книгах и интервью, продвигая принципы светового урбанизма среди светодизайнеров всего мира.
В отличие от сугубо прагматичного и романтического подходов, упомянутых выше, третий взгляд на световой урбанизм можно условно назвать научно-практическим. В России его развивает творческая мастерская доктора архитектуры, профессора МАРХИ Н.И.Щепеткова. При этом подходе четко выделяется городской каркас - улично-дорожная сеть и главные общественные центры. На этом «скелете» держится вся система «тканей и органов» - зон различного функционального использования (жилых и деловых кварталов, природно-ландшафтных участков и т.д.). На этой методике основана концепция единой световой среды, реализованная в Москве и нескольких других городах страны.
Световой генеральный план
Один из главных принципов светового урбанизма - последовательность. Другими словами, это движение от общего к частному, от абстрактного - к конкретному.
Светопланировочный этап - стадия разработки «светового генплана», самой общей, без конкретики и деталей, концепции освещения. На макроуровне намечается световой каркас города, состоящий из двух основных систем - общественно развитых пешеходных пространств и транспортных магистралей. В городской структуре также выделяются основные опорные точки (высокие, масштабные здания и сооружения или объекты природного характера - реки, озера, холмы и пр.). Эти доминанты формируют силуэт города и служат ориентирами при освещении отдельных архитектурных объектов и целых ансамблей.
Результат этой масштабной работы не увидишь с земли. Для этого надо пролететь над ночным городом на вертолете или подняться на высокую смотровую площадку. Именно на целостное восприятие сверху, с видовых точек и рассчитана общая световая картина. Например, разрабатывая концепцию освещения Москвы, проектировщики использовали компьютерную визуализацию, чтобы представить, как ночная столица будет выглядеть с высоты Воробьевых гор. А сейчас эту феерию света видят тысячи горожан и гостей города.
Уличное освещение
Свет и цвет
Генеральный план отражает не только общий световой рисунок (линии, ритмическое чередование темных и светлых пятен), но и различия в цвете, а также уровне освещенности разных городских объектов. Дорожная сеть традиционно маркируется желтым цветом (из-за повсеместного использования надежных и экономичных натриевых ламп), пешеходные общественные пространства – белым цветом различной интенсивности и оттенка (холодный, теплый). Архитектурно-ландшафтное и декоративное освещение набережных, лесопарковых территорий, зон отдыха может обозначаться сине-голубым, зеленоватым и другими оттенками цветовой палитры.
Например, Москву проектировщики поделили на три зоны по типу световой среды. Исторический центр «окрашен» в тепло-белый цвет, для обширных периферийных районов предусмотрен холодно-белый цвет и разные оттенки цветного света. В эклектичной буферной зоне между центром и окраинами допускается сочетание разных светоцветовых вариантов. Почему именно так? Если центр с его полихромной архитектурой не нуждается в световом разноцветье, то однообразно-серые жилые массивы оно может буквально преобразить. Кварталы новой застройки «оживают» с помощью современных приемов локального, встроенного, контурного освещения, светящихся фасадов, световой графики и динамики.
Светообъемное проектирование
После того, как продумана общая цветосветовая схема, начинается работа над отдельными световыми зонами и объектами на мезо- и микроуровне. На этапе светообъемного проектирования решаются более предметные задачи взаимодействия света и архитектурных или ландшафтных объектов: как и чем их освещать, какие приемы и эффекты светодизайна использовать, какой световой образ создавать и пр. На финальной стадии проекта происходит конкретная светотехническая разработка художественно-образных решений. Если на первом (концептуальном) уровне проектировщики достаточно свободны в своей фантазии, то детальная проработка «корректирует» их выбор, требуя соблюдения существующих регламентов и нормативов.
Перспективы
Светоурбанистический подход предполагает, что дизайнеры по свету принимают участие во всех этапах и уровнях городского проектирования, активно взаимодействуя при этом с профессионалами разных направлений: архитекторами, ландшафтными дизайнерами, инженерами и т.д. Системный мультидисциплинарный подход - путь к созданию неповторимого, эффектного ночного облика города. Не случайно многие специалисты (в том числе в России) все настойчивее высказывают мысль о необходимости включения светопланировочных задач и светового дизайна в обязательную часть градостроительных проектов. Рациональную и гуманистическую суть этой концепции трудно отрицать. Значит, у нее есть будущее.
Автор: Константин Нефериди
ОГК / НФГ Несиловые опоры освещения на объектах
Перейти в галереюСтатьи по теме #уличное освещение
Освещение центральных пешеходных улиц
Центральные пешеходные улицы – лицо любого населенного пункта, которое нужно эффектно и эффективно освещать с помощью источников уличного освещения, обеспечивающих безопасное передвижение людей и транспорта, а также повышающих туристическую привлекательностью перед гостями города.
Где применяются уличные светильники?
К уличным фонарям предъявляют особые требования по эффективности, безопасности, защите от негативных факторов. В остальном они отличаются огромным разнообразием технико-эксплуатационных качеств, что позволяет применять их там, где есть необходимость.
РО Прожекторы с ртутными лампами
Прожекторы с ртутными лампами в настоящее время не используются, т. к. потребляют значительно больше электроэнергии в сравнении со светодиодами.