Выбор источников света при освещении галереи
Принцип освещения экспонатов в галереях строится на создании оптимального визуального контакта объекта и посетителя.
При выборе ламп освещения в первую очередь необходимо следовать конкретным задачам.
- Чаще всего применяются классические лампы накаливания в дизайнерских и винтажных люстрах,
- а также галогенные лампы в современных экспозиционных светильниках. Их главное преимущество — равномерный спектр света, обеспечивающий превосходную передачу цвета.
- Хорошо себя зарекомендовали галогенные низковольтные лампы холодного спектра. Благодаря их особо сконструированному отражателю инфракрасные лучи спектра в выходящем световом потоке практически отсутствуют. Такие галогенные лампы могут использоваться в светильниках с изменяемым фокусом, что даст возможность выполнять настройку так, что световой поток будет попадать непосредственно на экспонат.
Еще одно достоинство ламп накаливания и галогенных ламп — их небольшие размеры, что довольно важно при освещении музеев и выставочных залов, расположенных в зданиях исторического характера, где наряду с дворцовыми интерьерами и светильниками двухсотлетней давности современные осветительные устройства совершенно не вписываются в общую концепцию. Малогабаритные аппараты сегодня можно построить лишь с использованием ламп накаливания — до 50 мм в диаметре, а габариты необходимого для нее трансформатора также довольно малы. Единственный существенный изъян этих ламп — повышенное энергопотребление.
- Несмотря на то что люминесцентные лампы из-за своей линейчатой особенности построения спектра никогда не воспроизведут все 100% цвета, используемый в новейших разработках этих ламп индекс передачи цвета станет достаточным для качественного использования в выставочных залах и музеях. В последнее время широкую популярность имеют лампы Т5, используемые в диммируемых осветительных приборах с электронным ПРА, что позволяет настраивать нужную степень насыщенности освещения. Эти лампы рекомендуется использовать, в частности, в картинных галереях. Для освещения изделий из драгоценных металлов и камней лучше применять точечные лампы, так как люминесцентные лампы не обеспечат необходимой игры бликов и корректного образования теней.
Мы поможем подобрать светильники на ваш объект
Говоря о принимаемых мерах безопасности, которым нужно следовать для обеспечения сохранности музейных экспонатов, нужно отметить, что
- снизить воздействие ультрафиолетовых лучей можно с помощью фильтров, поглощающих эту часть спектра, и дополнительные специальные покрытия.
- Снижение нагревания в стандартных ситуациях обуславливается за счет дистанции между лампой и экспонатом не меньше метра. Необходимо помнить, что выбор ламп и светильников — это не стандартная техническая процедура, связанная с выполнением существующих нормативов.
- Дополнительные условия выдвигает и каждое конкретное произведение искусства. Освещая живопись, нужно помнить о первостепенном значении температуры цвета. Цветность каждого источника определяют специалисты и эксперты в области искусствоведения, учитывающие каждую особенность и тонкость использованной при ее создании техники, материал холста и химический состав краски. Разные школы живописи в корне отличаются друг от друга по многим факторам. Итальянские живописцы, творившие после смерти Рафаэля, использовали совершенно другую технику живописи, чем их учителя и предшественники. Материалы, используемые в эпоху Возрождения, были совершенно другого состава, чем в XIX веке.
Организация пространства
Имея в виду специфику музейных экспонатов и нормативов освещенности, необходимо строить и всю музейную экспозицию в целом.
- Нельзя демонстрировать в одном помещении акварель и ювелирные изделия, имеющие совершено разные допустимые нормы уровня освещения.
- Также нельзя вешать рядом Тициана с жгучими, эмоциональными красками и нежного Боттичелли.
- Помимо этого, рассчитывая направление освещения, нужно учитывать уровни адаптационного освещения. Оптимально начинать с малых уровней света и постепенно переходить к более высоким.
- И, разумеется, необходимо беречь посетителей музея от ослепляющего света светильников, от бликования поверхностей,
- а также грамотно выбрать дизайн осветительных приборов – качественно спрятать их от людских глаз, если это исторический старинный интерьер, или же оформить их ненавязчиво и почти незаметно, в случае современного музея.
Освещение музеев и выставочных залов требует помимо высокого уровня профессионализма еще и настоящего, и полного понимания предмета. Профессионализм, наличие новейшего оборудования и технологий — вот из чего складывается грамотное и качественное освещение художественного музея или выставочного зала.
Необходимо помнить, что выбор ламп и светильников — это не стандартная техническая процедура, связанная с выполнением существующих нормативов. Дополнительные условия выдвигает и каждое конкретное произведение искусства.
Торговое освещение
Трековые светильники на объектах
Перейти в галереюСтатьи по теме #освещение магазинов
Освещение парикмахерских
Освещение парикмахерских и салонов красоты должно быть ярким и передающим естественные оттенки цвета. Наилучшим вариантом являются светильники с люминесцентными лампами с высокой степенью цветопередачи. Кроме того, немаловажным условием является выбор тех светильников, внешний облик которых в наибольшей степени соответствует стилистике интерьера.
Освещение магазинов сувениров и подарков
Грамотное освещение, как никакое другое средство, способно представить продукцию и внутренние интерьеры магазина сувениров и подарков в самом выигрышном свете. Точечное световое оформление отлично подойдет для акцентирования внимания покупателя на небольших предметах, а лампа направленного света – на более крупных товарах.
Как светодиоды заботятся о безопасности покупателей
Покупатели отдают приоритет тому или иному торговому объекту по разным причинам. Не последнее место в данном аспекте отводится безопасности: прямой и косвенной. Светодиодное освещение – достойный путь к ее соблюдению.