Высокомачтовые опоры: определение и виды
Применение мачт на масштабных объектах целесообразно как с технической, так и с экономической точек зрения.
Высокомачтовые опоры (ВМО) – технически сложные изделия, предназначенные для освещения крупных инфраструктурных объектов и больших открытых территорий: аэропортов, спортивных сооружений, промышленных предприятий, автомобильных развязок, автостоянок возле торгово-развлекательных центров и т. д.
Назначение
Мачта представляет собой металлический столб высотой от 12 до 50 (и более) метров, на котором располагаются прожекторы или светильники, а также дополнительное трансляционное, охранное, светотехническое оборудование. Применение мачт на масштабных объектах целесообразно как с технической, так и с экономической точек зрения.
Не загромождая пространство большим количеством осветительных конструкций, мачты создают равномерное освещение территории без теневых зон и эффекта ослепления. ВМО часто применяют как мачты мобильной связи, для установки радиоретрансляторов, а также используют в качестве молниеотводов, поскольку именно мачты являются самыми высокими сооружениями на территории объектов.
Если у вас есть вопросы, которые требуют немедленного решения, позвоните или напишите нам!
Требования к мачтам
Осветительные мачты должны выдерживать значительную нагрузку, которую создает корона с большим количеством прожекторов, имеющих немалый вес и размеры. Кроме того, эти конструкции эксплуатируются в различных, порой экстремальных климатических условиях и ветровых районах, поэтому к ним предъявляются повышенные требования по прочности и безопасности.
Материал изготовления
Для изготовления мачт применяется качественная листовая сталь толщиной 2-4 мм в зависимости от планируемой нагрузки. В районах с умеренным климатом используют сталь марки С245 (09Г2С), а в северных регионах - сталь повышенной прочности С345 (Ст3). Антикоррозийный цинковый слой увеличивает время эксплуатации до 25-30 лет. Для придания более декоративного внешнего вида мачты дополнительно окрашивают в разные цвета из каталога RAL. Мачты также окрашивают в красно-белый цвет, которым маркируют высотные объекты в дневное время.
Варианты ствола
Варианты конструкции ВМО отличаются не только высотой, но и конфигурацией ствола, а главное - особенностями короны для размещения светильников. Ствол мачты может быть цилиндрическим, круглоконическим или граненым коническим. Чаще всего форма ВМО напоминает пирамиду с 8 или 12 гранями. Дополнительные ребра жесткости необходимы для усиления прочности, поскольку на большой высоте мачты испытывают значительное ветровое давление. Такой ствол стабильно выдерживает горизонтальные (боковые) и вертикальные нагрузки.
Мачты со статичной (неподвижной) короной
Российские производители предлагают различные виды мачт: со статичной (MГФ-CP), мобильной (MГФ-M), а также с частично мобильной (MГФ-CP-M) короной.
Корона неподвижного типа - стальная конструкция, которая жестко фиксируется на вершине опоры. Стационарный каркас удерживает от 3 до 10 (иногда до 60!) прожекторов. Количество светильников зависит от конфигурации короны (симметричная круглая, квадратная, однорядная, наклонная односторонняя, двусторонняя и пр.). Для подъема специалиста на столбе оборудуется лестница с ограждением или без него. На различной высоте ствола монтируются площадки для удобства обслуживающего персонала. На вершине мачты устанавливают молниепримник, маркировочные огни ЗОМ, светоотражающие панели и пр.
Если мачта не оснащена лестницами, обслуживание производится с помощью автовышек и автоподъемников - разумеется, при возможности подъезда специальной техники.
Стальные опоры и мачты
Различные конфигурации короны; большое количество светильников; возможность менять их угол наклона (от 15 до 30° по отношению к горизонту) и направление светового потока; применение лестниц и обслуживающих площадок делают мачты со статичной короной практически универсальными для использования в любых целях и условиях эксплуатации.
Мачты с мобильной короной
Главное преимущество такой конструкции - возможность опустить раму на высоту, удобную для работы персонала (1,5 м над землей). Для замены и ремонта оборудования не требуется специальная подъемная техника, что значительно снижает затраты на обслуживание. Высота и размеры высокомачтовой опоры зависят от места и условий ее эксплуатации, а также от количества светильников различного типа (LED, ДКУ, ЖКУ и т. д.). На раме может располагаться до 18 прожекторов, имеющих значительные габариты, а также огни ЗОМ, блоки ПРА, поддерживающие рабочий режим газоразрядных светильников, и другое оборудование. На вершине конструкции устанавливают молниеотвод (0,8 м высотой), что предотвращает повреждение мачты при попадании молнии. Наличие молниеотвода строго обязательно при использовании конструкции в местах хранения взрывоопасных и горючих веществ.
Механизм действия
На вершине мачты статично закреплен блок оголовка, укомплектованный спускаемой трехлучевой рамой (диаметром от 1 до 2,4 м), на которую крепятся различные конфигурации консольных кронштейнов со светильниками. Вертикальное движение короны происходит с помощью трех (и более) тросов, пропущенных через ролики в оголовке. Для увеличения срока эксплуатации тросы нагружаются только во время движения короны; в верхнем статичном положении она удерживается специальными фиксаторами. Для спуска рамы используют лебедку грузоподъемностью до 800 кг, расположенную в нижней части ствола. Доступ к редуктору лебедки обеспечивается через эксплуатационный люк с антивандальным замковым устройством.
В заключение нужно отметить, что параметры таких сложных конструкций, как высокомачтовые опоры, всегда рассчитываются индивидуально. Решить необходимые по проекту задачи позволяет широкий выбор представленных на рынке осветительных конструкций и дополнительного оборудования к ним.
ОГК / НФГ Несиловые опоры освещения на объектах
Перейти в галереюСтатьи по теме #мачты освещения
Преимущества использования мачт с мобильной короной
Мачты с мобильной короной имеют высокую несущую способность, позволяют устанавливать светильники или прожекторы на большой высоте и опускать корону для обслуживания прожекторов.
Освещение аэропортов
Аэропорты и аэродромы – это объекты транспортной инфраструктуры. Для обеспечения общего освещения применяются прожекторы, размещаемые на опорах и мачтах, высотой до 50 м. Прожекторы размещаются так, чтобы исключить ослепление персонала диспетчерского пункта, пилотов, выполняющих наземные маневры и водителей спецтехники. Источник света должен обладать качественной цветопередачей, а осветительные приборы – быть устойчивыми к влиянию химических, атмосферных факторов и вибраций. Внутреннее освещение аэропортов призвано обеспечить безопасность и комфорт пассажиров и персонала.
Изготовление и обслуживание мачт освещения
Осветительные мачты и высокомачтовые опоры, высотой до 40 – 50 м, применяются для функционального освещения больших открытых территорий: морских портов, ж/д терминалов, складов. Надежность конструкций реализуется формированием стального конусного, в том числе граненого (дополнительные ребра жесткости) или ступенчатого трубчатого ствола и фланцевым способом монтажа. Удобство обслуживания осветительных приборов с земли обеспечивается применением мобильной рамы или складывающейся конструкции, а стационарно установленные приборы обслуживаются с площадок с применением лестниц и трапов или высотной спецтехники.